107 0

Антикризисная маркетинговая стратегия

Как правильно строить маркетинговую политику, если у компании наступили непростые времена

Российская экономика переживает очередной виток кризисных явлений, связанных с неблагоприятной геополитической ситуацией, снижением и нестабильностью курса рубля, падением мировых цен на нефть, уменьшением реальных доходов населения. Кризис внешней среды негативно сказался практически на каждом отечественном предприятии. В этих условиях компания может или смириться с действительностью падения выручки, принять стратегию сокращений и выживания, или же, напротив, вести активную политику по удержанию определенной доли рынка и клиентской базы и эффективного воздействия на потребителя. Второй вариант управления предполагает меры антикризисной маркетинговой стратегии.    

Антикризисный маркетинг: цели и задачи

В условиях кризиса (как под влиянием внешнеэкономических факторов, так и внутреннего кризиса компании)  для организации наступают следующие негативные явления:

  • снижение выручки, прибыли, рентабельности;
  • сокращение объемов производства, появление убыточных направлений деятельности;
  • снижение платежеспособности, увеличение доли заемного капитала на фоне снижения оборотных средств;
  • невозможность погашения текущих обязательств;
  • возникновение угрозы приостановки и прекращения производства.

Антикризисное управление, в том числе действия антикризисного маркетинга, способны снизить влияние негативных факторов, увеличить объемы продаж, принять решение об изменении направлений деятельности, ассортиментной и ценовой политики компании, повысить инвестиционную привлекательность бизнеса.

Цель антикризисного маркетинга заключается в поиске скрытых возможностей рынка для повышения продаж компании при наименьших затратах.

Маркетинг антикризисного управления включает в себя:

  1. Диагностику текущего положения компании, анализ угроз, объемов кризиса и оценку потенциальных последствий для фирмы;
  2. Определение целей и задач антикризисного маркетинга;
  3. Выработку плана и конкретных мероприятий создания продукции, ее продвижения на рынке;
  4. Оценку эффективности принятых мер;
  5. Корректировку целей и планов.

Мероприятия маркетинга в условиях кризиса подходят, в первую очередь, компаниям, занимающимся производством и продажами. Несмотря на то, то компании бывают разные по величине, сфере деятельности, прибыльности или убыточности, тем не менее, можно предложить некоторые общие стратегические шаги антикризисного маркетинга.

Удержание клиентов

Если в период стабильности основной целью компании является расширение клиентской базы и увеличение доли рынка, то при кризисе привлечение новых клиентов является затратным и малоэффективным решением. Желательно сосредоточить усилия на удержании клиентов и увеличении объемов продаж имеющимся покупателям.  Для этого необходимо выявить изменившиеся в условиях кризиса потребности клиентов, повысить свою клиентоориентированность, запустить программы увеличения лояльности  (скидочные и бонусные программы, акции, подарки, набор дополнительных услуг).

Грамотный брендеринг

Наибольшее внимание необходимо уделить определению товаров, услуг и брендов, обладающих наибольшим ресурсом и продаваемостью в любых, даже неблагоприятных условиях. Продвижение этих номенклатур, использование скидок и акций по этим товарам и брендам,  обеспечит конкурентное преимущество и будет выступать «паровозом» для прочего ассортимента компании.

Совершенствование сервиса

В условиях кризиса основным столпом компании в глазах клиентов является надежность и качество ее сервиса: это бесперебойная работа служб поддержки и логистики, профессиональные и грамотные консультации менеджеров, качественный информационный сайт, доброжелательное отношение к клиентам со стороны всех работников.

Оптимизация расходов

В период стабильности компании давили на рынок деньгами и дорогими рекламными акциями. Однако в период кризиса расходы на маркетинг необходимо оптимизировать: использовать нестандартные и малозатратные подходы к промоушену и привлечению клиентов, повысить креативность рекламы, использовать инновационные методики в PR.  К примеру, в число малобюдженых решений с большим потенциалом входят блоггинг, вирусный маркетинг, использование рекламы в социальных сетях, Crazy PR.

Вложения в кадры

Эффективность продаж зависит не только от маркетинга, но и от работы активных и способных менеджеров по продажам, которые способны наращивать продажи даже в кризис. В задачи антикризисного маркетинга входит также поиск и обучение профессиональных торговых агентов, нацеленных на увеличение продаж.

Инновационные технологии

Передовые технологии в настоящее время стремительно развиваются, и зачастую отказ от устаревших моделей управления и давних средств автоматизации и переход на новые технологии и инновационные решения способны снизить затраты компании и повысить эффективность продвижения товаров на рынке.

 

 


Комментарии

Комментариев нет. Стеньте первым!

Комментировать

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности