123 0

Что такое ключевые показатели эффективности?

Вся правда о KPI

Управление компанией предполагает измерение эффективности функционирования бизнеса, мерилом чего является динамика выручки и прибыли, анализ экономических показателей, таких как ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость запасов и многих других. А как измерить эффективность самого управления, продуктивность работы подразделений и отдельных сотрудников, результат от вложенных затрат и конкретных действий? На помощь приходит любимый инструмент менеджеров – KPI – система показателей эффективности, разработанная в конкретной организации для измерения качественных и количественных характеристик достижения определенной результативности работы.

Что такое KPI

Ключевые показатели эффективности, КПЭ (в английском варианте Key Performance Indicators, KPI) — это характеристики деятельности компании в целом, ее отдельных отделов или работников, которые помогают оценить эффективность работы, степень целедостижений и выполнения задач.

Система KPI является достаточно объективным мерилом, позволяющим определить, насколько была достигнута та или иная цель и, соответственно, вознаградить работников за достижение результатов.

Кроме контроля и стимулирования использование KPI дает компании возможность проанализировать свое текущее состояние и выстроить дальнейшую стратегию.

Виды показателей

Каждая организация разрабатывает свою систему показателей измерения эффективности, опираясь на собственные стратегические и тактические цели и ценности. Однако многообразие KPI можно классифицировать по следующим видам:

  1. финансовые, которые оценивают конечный результат деятельности фирмы в денежном выражении (выручка, прибыль и другие) и нефинансовые (доля рынка, степень достижения конкурентных преимуществ и прочее);

  2. индивидуальные или частные, с помощью которых анализируется работа конкретных работников и командные или групповые;

  3. количественные, выражающиеся численно (объем товарооборота, сумма затрат и т.д.) и качественные, оценить которые можно субъективно или с помощью балльной, рейтинговой шкал или грейдинговой системы (уровень профессионализма сотрудника, потребительские качества продукта и другие);

  4. оперативные, которые позволяют оценить выполнение текущих задач и планов (выполнение объемов продаж, увеличение клиентской базы и прочее) и стратегические, которые позволяют проанализировать результаты достижения глобальных целей (завоевание сектора рынка, повышение стоимости бизнеса и другие);

  5. запаздывающие, которые отражают конечные результаты и опережающие, которые оценивают текущие данные и  обратимые в перспективе результаты работы компании;

  6. абсолютные, которые измеряют показатели без их сопоставления с другими и относительные, которые оценивают данные в сравнении (например, удельный вес затрат по отношению к сумме выручки).

По отношению к бизнес-процессам KPI могут быть измерителем:

  • результативности – степень достижения задач и выполнения планов;

  • затрат – характеристики расходования ресурсов;

  • функционирования бизнес-процессов – степень соответствия процессов компании требуемому алгоритму;

  • производительности – оценка времени выполнения работ;

  • эффективности – соотношение полученного результата к понесенным затратам.

KPI в российских компаниях используется по большей части для оценки работы сотрудников и разработки системы мотивации персонала.

Мнения «за» и «против»

Несмотря на то, что KPI признается менеджерами высшего звена довольно объективным и достоверным инструментом анализа и повышения эффективности работы, тем не менее, есть и противники данного механистичного роботизированного подхода к управлению, где люди выступают производственными машинами, действия которых необходимо постоянно измерять. Подгоняя сотрудников под определенные критерии работы, компания может потерять доверие и лояльность персонала, интерес и творчество людей, действия которых направлены преимущественно на обслуживание текущих задач, а не на достижение успеха всей компании. В любом случае система KPI должна быть в организации хорошим инструментом в работе, а не главной движущей самоцелью.

Комментарии

Комментариев нет. Стеньте первым!

Комментировать

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности